№03.08г  
 САКРАЛЬНЫЕ  СИМВОЛЫ  

 

На Главную

В начало обзора газеты "Незримая сила" №03.2008

Вопрос месяца

Гостевая книга

E-mail: nezrim-sila@yandex.ru

 

 

КОНЬ — НЕБЕСНЫЙ ОГОНЬ

Нет в мире практически ни одного народа, ни одной цивилизации, где бы конь не выступал, как великий сакральный символ. Исключение представляет разве что Америка, где кони не водились, но и там всё не так просто.
И, наверное, лучше всего начать знакомство с конём, взяв за точку отсчёта такие давние времена, что аж захватывает дух!
Но сначала договоримся об именах. Имя его Конь. Конь, а не лошадь! Когда-то Маяковский, обвиняя Фета в снобизме, сказал, что тот много раз употребил слово «конь» и ни разу «лошадь». Естественно, ведь Фет был коннозаводчик! А для коннозаводчика сказать «лошадь» было признаком непрофессионализма и неуважения к благородному животному. Будем и мы придерживаться этой «фетовской» традиции


 РОЖДЁННЫЙ В АТЛАНТИДЕ
Эзотерическая традиция относит время появления коней, как верных друзей и помощников человека, к эпохе расцвета Атлантиды. Это когда Атлантида была огромным процветающим материком, а не обломком его, известным под названьем «остров Посейдонис». Значит, речь идёт почти о миллионе лет до нашей эры!
Считается, что это Великие Учителя помогли атлантам-землянам приручить коней и сделать их тем, чем они стали для нас. В том числе и в наше время, когда города, да и веси тоже перегружены автомобилями! И всё равно конь остаётся конём. Его по-прежнему холят и лелеют, работают над выведением новых его пород. Многие из сильных мира сего по-прежнему считают коня символом своего положения в обществе, признаком аристократизма.
И в Древней Атлантиде никакие летательные аппараты с их мелодичным звуком тоже не могли заменить коня. Так что братству человека и коня целый миллион лет.
Но конь был выбран для приручения не только из-за своей быстроты. Он ещё считался и своеобразным заместителем Космического, или Небесного Огня. Такой огонь нисходил на землю, приносил ей весточку от богов, и снова стремился уйти на свою космическую родину. Когда люди смотрели на бушующее пламя, им казалось, что это табун огненногривых коней спешит быстрее умчаться с земли на небо, растаптывая всё то, что мешает ему это сделать! И такое сравнение в целости и сохранности дошло до наших дней. Не зря же говорят «конь-огонь»!

БЕССМЕРТНЫЙ В БЕГЕ СВОЁМ
Умирали отдельные царства, умирали целые цивилизации, оставляя вместо некогда великих правителей и народов только память о них. Да и то не всегда.
Но не умирал конь. Он победно скакал из эпохи в эпоху, сметая на пути своём любые границы, пространственные и временные!
Египтяне любили не столько ездить на коне верхом, сколько впрягать его в колесницы. При этом конь всячески украшался, предметом особой заботы была грива. Над ней возвышался яркий султан. И каким мастерством нужно было обладать, чтобы стоя удержаться в колеснице! Достаточно посмотреть на фреску, где показана битва египтян с хеттами. Как великолепен Рамзес Второй, правящий такой колесницей во время ожесточённого сражения!
Когда Александр Македонский начал покорять Восток, то он столкнулся там с настоящим культом коня. Врезались в память великому завоевателю кони, порода которых сейчас называется ахалтекинской. Её разводили далёкие предки современных туркмен, жившие на территории Парфянского царства. Возможно, и знаменитый Буцефал, верный конь Александра, тоже был ахалтекинцем.
Цари и вожди Востока не только всю жизнь не расставались со своими конями, но и предпочитали оставаться с ними в посмертии. Благородных животных убивали и клали вместе со своими хозяевами в могилу, считая, что там, на иных планах бытия они ещё больше понадобятся ушедшему человеку.
Делали это и скифы, делали и алтайцы, часто бальзамируя тела коней, как и тела людей.
Древняя Индия, где конь сравнивался в Риг-Веде с Космическим Огнём, не хоронила коней, а сжигала их вместе с умершими раджами.
Естественно, что виртуозно управляли конями кочевые народы древности и в первую очередь гунны. Римляне тоже любили скачки, в том числе и кровавые скачки на арене своих цирков, когда колесница готова была протаранить колесницу соперника. А кони топтали выпавшего оттуда несчастливца.

ГАЛОПОМ ПО СРЕДНИМ ВЕКАМ
Но, конечно, наибольшего расцвета «цивилизация» коней достигла в Средние Века. Если говорить о Европе, то это, прежде всего, связано с появлением там рыцарства. Рыцаря невозможно было представить без коня, поэтому каждый такой воитель стремился обзавестись конём получше. Ушли в далёкое прошлое те времена, когда родовитый воин мог сражаться стоя. Пешцы стали символом неродовитости, этакого смердства, которому отведена второстепенная роль в любом сражении. И если в Античном мире исход битвы решался в основном пехотой, то в Средние Века это стало исключительно прерогативой конницы.
Первые рыцари Западной Европы могли довольствоваться почти деревенскими «сивками», но уже начало крестовых походов познакомило их с арабскими скакунами. Ведь противники крестоносцев имели не только куда более лёгкие доспехи, но и куда более лёгких грациозных коней.
Так что рыцари привезли с Востока не только привычку мыть руки перед едой, но и хороший вкус в выборе своих скакунов. А деревенские кони остались в крестьянских хозяйствах, чтобы помогать смердам преумножать богатство феодалов.
В те же времена конь приобрёл в христианской эзотерике и сакральное значение. Белый конь стал символизировать светлые силы, а конь вороной, как правило, тёмные. Поэтому полководцы стремились въехать в город побеждённых именно на белом коне.
Всадник на белом коне с копьём в руке, направленном на поверженного дракона или змия означал победу Доброго Начала над Злым. В более глубокой, а, значит, более эзотерической трактовке это ещё говорило и о том, что Посвященный справляется со своими животными, низкими, плотскими страстями.
Скача по Средневековой Европе, конь доскакал и до Нового времени и до наших дней. Даже во время Второй мировой войны кавалерия всё ещё играла большую роль. Достаточно вспомнить блистательные атаки польской конницы против немецких танков в сентябре 1939 года! Порой вооружённые по самому последнему слову тогдашней военной техники, немцы в панике бежали от сверкающих клинков, настигавших их буквально везде. Высунулся из танка на минуту — голова с плеч!
Сейчас на конях важно гарцуют полицейские большинства стран мира. Есть и королевские, а так же президентские кавалерийские полки. Ну, и само собой, аристократы крови и аристократы духа мчатся на породистых скакунах по дорожкам ипподромов, стремясь и призы получить, и себя показать.

ОН ПАМЯТНИК СЕБЕ ВОЗДВИГ
И сделал это, прежде всего на Востоке. На кочевом Востоке. Когда великий и страшный монгол Темучин стал Чингисханом! Его называли Потрясателем Вселенной. И трясти земную часть этой Вселенной ему во многом помогли кони. Монгольские кони. Неприхотливые кони. Низкорослые кони. Часто заросшие густой шерстью. Именно они опрокидывали неприятеля, сокрушали строи рыцарей, скакавших на одетых в железо конях, и мусульманских всадников, гордящихся древними породами своих грациозных скакунов.
Одной из причин победы монголов на реке Калке 31 мая 1223 года было то, что они все были на конях, а русские рати, превосходившие их во много раз, в основном состояли из пешцев.
По преданью Батый, когда он дошёл до берегов Адриатического моря сказал: «Если кому и надо ставить памятник, то это нашему коню».
Монголы буквально боготворили коня. В войске Чингисхана всегда был белый неосёдланный конь, на котором мог ездить только незримый бог войны Сульдэ. А из хвоста знаменитой кобылы Чингисхана был сделан священный бунчук.
А разве не в Монголии Чингисхана родилась поговорка: «Если монгол расстанется с конём, то, что же он будет делать?»

«ВОЛЧЬЯ СЫТЬ, ТРАВЯНОЙ МЕШОК…»
Так обращался в русских былинах к своему коню богатырь, если тот пятился назад. Коню в языческой Руси приписывались вещие качества. Богатырь влезал в одно конское ушко, а из другого вылезал уже другим человеком. Более сильным, более мудрым. И это был великий символ очищения огнём вселенским. Вспомним о том, что конь и огонь всегда были на Руси самыми близкими родичами.
Тем более на Руси языческой, где умершие воины отдавали свои тела погребальному костру. Где тысячи огненных коней уносили дух воина в запредельные выси, в страну могучих предков.
Чтобы понять значение коня для Древней Руси, вспомним хотя бы предание о Вещем Олеге, которое так гениально и поэтично обработал Пушкин.
На Руси тоже были разные кони: и мощные деревенские сивки, и великолепные арабские скакуны. Ведь торговые связи русичей позволяли им покупать любые товары. Не зря же в культурных слоях таких городов, как Суздаль находят древние арабские монеты.
Культ коня сохранился и в России нового времени. Прежде всего, у казачества. Маленького казака сажали впервые на коня ещё до того, как ему исполнялся год! И сейчас возрождённое казачество снова стремится восстановить древние традиции.
Но вернёмся к эзотерике. В Монголии, как и в Тибете и, вообще, в Гималаях есть предание о коне Эрдени Мори. Он возит на себе камень Чинтамани, который в европейской традиции называется Камнем Грааля. Об этом много писал Николай Рерих, об этом говорят легенды и сказания народов, издревле обитающих там.
Конь Эрдени Мори медленно идёт по горам, а на спине у него сияет Сокровище Мира. Таков сюжет одной из наиболее известных картин Николая Рериха.
В степях и горах можно встретить другого священного коня. На нём скачет Гесэр-хан, который, как считают эзотерики, списан с самого Великого Владыки Шамбалы!
А в книгах Агни Йоги можно найти страницы, где Великие Учителя говорят о том, что они до сих пор очень любят верховую езду. И что внутренняя жизнь Гималайского Братства немыслима без скачек, как и без стрельбы из лука.
Современные шаманы, когда они впадают в состояние транса, часто представляют себя на коне, стремительно несущим или в заоблачные выси Верхнего Мира, или в страшные бездны Мира Нижнего. Причём путешествие в Мир Нижний считается более трудным, чем в Мир Верхний. И, конечно, только на созданном силою мысли коне.

И ВСЁ-ТАКИ ВСЕ МЫ НЕМНОГО ЛОШАДИ
Маяковский, который был фантастически далёк от всяких там оккультных наук, в одном оказался прав. Слово «конь» неуместно там, где эти самые тайные науки говорят о земных привязанностях и пороках человека, как о возе, который тащит лошадь. Лошадь! Вьючная лошадь. И лошадь эта сам человек.
Пока человек не освободился от груза своих земных желаний, делающих его смертным, он лошадь. Чуть ли не лошадь старьёвщика. Как только он победил себя (а кто победил себя, тот, как известно, победил мир!) он становится конём. Прекрасным скакуном. Свободным. На котором никто не может разъезжать.

Леонид ВОЛОДАРСКИЙ.
 

 


Hosted by uCoz