№ 08. 2007.

 

   Редакция продолжает публикацию индийских материалов доктора исторических наук Марины МОНГУШ. Под пристальным взглядом учёного любая тема находит неожиданный поворот…

ЛЕЧЕНИЕ МУДРОСТЬЮ

  О тибетской медицине написано много книг, но обыватели всех стран мира по-прежнему считают её волшебством, хотя речь, скорее всего, идёт о методе, своём подходе к решению проблемы исцеления. Причём, именно здесь, в предгорьях Тибета, никто никуда не торопится, ни врач, ни пациент. Истинное лечение – дело долгое и начинается оно издалека…
По крайней мере, мы – европейцы, к подобному действу не привыкли.
Глава о тибетской медицине была запланирована в моей диссертации, но я её, оставив на потом, просто собирала материал. По ходу возникло много вопросов. Они долгое время оставались без ответа, пока не состоялось моё знакомство с доктором Тцевангом Тамдином, заместителем директора Института тибетской медицины и астрологии в Дхарамсале. Беседа была долгой и очень интересной. Наиболее важные, на мой взгляд, моменты я законспектировала.
- В чем принципиальное отличие восточной, в частности тибетской медицины, от западной? И возможно ли сотрудничество между ними?
- Разница между западной и восточной медициной состоит в том, что первая занимается устранением последствий заболевания, в то время как вторая работает с её причиной. Если у человека нарыв, западный врач пропишет мази, компрессы и прочее, а восточный будет устанавливать его причину. Когда причина будет устранена, нарыв «сам по себе» пройдёт.
Сильная сторона западной медицины состоит в том, что она прекрасно технически оснащена, благодаря чему можно быстро диагностировать заболевание. Лекарственные препараты также очень действенны. Порою бывает достаточно принять лекарство и болезнь проходит. Но нельзя с полной уверенностью сказать, что современные медицинские препараты абсолютно безвредны для организма человека. Практика показывает, что они часто имеют совершенно нежелательный побочный эффект.
Преимущество тибетской медицины состоит в том, что она весьма успешно справляется с заболеваниями, вызванными дисбалансом ветра (лунг), желчи (тчи) и слизи (пекен). Такими понятиями западная медицина не располагает. Тибетские врачи хорошо лечат также разного рода душевные заболевания, которые плохо поддаются западной медицине. Чтобы лечение было максимально эффективным, мы иногда сопровождаем его религиозными обрядами.
Поскольку наша медицина непосредственно связана с буддийским учением, в ней большой акцент делается на том, что физическое состояние зависит от состояния сознания. Одним словом, чем праведнее жизнь человека, тем он здоровее. Чем благороднее он в своих помыслах и поступках, тем дольше будет сохраняться его физическое здоровье.
Сотрудничество между восточной и западной медициной, на мой взгляд, не только возможно, но и желательно. От него была бы большая практическая польза.
- Как тибетская медицина относится к эвтаназии?
- Это чрезвычайно сложная ситуация для всех, кто вовлечен в неё. Поэтому дать однозначный ответ невозможно, да и не нужно.
Однако на эвтаназию можно смотреть и с позиции религиозных учений. Каждая конфессия может предложить свою точку зрения. Для буддистов прерывание жизни любого живого существа считается грехом. У нас также есть понятие кармы. Всё, что происходит в жизни человека, хорошее и плохое, в том числе болезни, сопровождаемые тягостным состоянием, есть неизбежный результат его собственной кармы. Раз так, то лучше, чтобы он до конца исчерпал свою карму, то есть не прибегал к эватаназии. Чашу страданий лучше испить до дна. Эвтаназия не позволяет карме болезни иссякнуть, изжить себя, она её переводит в кармический долг, который перейдёт в следующую жизнь. Людям, которые не верят в реинкарнацию, трудно понять такие вещи, но я не заставляю их это делать. Здесь каждый имеет право оставаться при своем мнении.
Тему тибетской медицины мне также посчастливилось обсудить с духовным лидером Тибета Богдо-гэгэном IX. Он отвечал на мои вопросы с несколько иной точки зрения, которая показались мне не менее интересной.
- Известно, что многие человеческие болезни в разных культурах объясняются воздействием вредоносных духов. Какие заболевания чаще всего вызываются духами?
- Я расскажу о болезнях с точки зрения буддийского учения. Никакие другие системы знаний при этом не отрицаю и не отвергаю. В то же время не настаиваю на том, что только буддийский подход к болезням истинно верный.
Согласно нашему учению, все, абсолютно все болезни вызваны кармически. Чем бы мы ни болели, будь то обычный грипп или насморк, рак или диабет, всё это наша карма. С каждой болезнью, сколько бы их ни существовало, идёт дух. По-тибетски он называется доо. К определённой болезни представлен определенный дух. Когда человек заболевает, этот дух моментально улавливает момент и делает всё, чтобы навредить человеку.
Есть определённые человеческие болезни, которые вызваны классом духов кьялбо. Есть болезни, при которых человек испытывает сильную физическую боль, что даже кричит от неё. Они вызваны духами класса цэн. Существуют также сабдаки – хозяева земли, духи воды - лу, наги - обитатели воды. Все, что связанно, предположим, с болезнью почек и ног, это связано в сабдаками.
Если лекарства больному не помогают, тогда приходят к ламе и объясняют ситуацию. Тот определяет, какой специальный обряд или ритуал надо совершить, чтобы нейтрализовать вредоносное влияние духов. Когда влияние духов будет устранено, больному прописывают лекарства. Тогда выздоровление вполне реально.
У нас в медицинских текстах есть совершенно конкретные указания, какую болезнь как лечить. Там написано, при такой-то болезни пропиши такие-то лекарства. Если лекарства не помогают, проведи такой-то ритуал - шабден.
В наше время врачи, к сожалению, прописывают больному только лекарства. Если они не помогают, они не могут понять, почему так происходит, потому что не знают изначальную причину болезни. Они пытаются удалять последствия, а не причину болезни.
С такими выводами соглашается и Далай-лама XIV. В своих трудах он пишет, что тибетская медицина возникла более двух тысячелетий назад и происходит от разнообразных корней, в частности, из древней Персии. Однако в наши дни её принципы являются полностью буддийскими. Это придает ей характер совершенно отличный от западной системы медицины. Сам Далай-лама пользуется исключительно тибетской медициной, и не только для лечения, но и для профилактики. «Я обнаружил, что она помогает укрепить организм, - пишет Далай-лама, - а побочных действий не имеет. Вследствие этого, несмотря на свой длинный рабочий день и интенсивные периоды созерцания, я почти никогда не чувствую усталости».
В свой очередной приезд в Дхарамсалу я обнаружила, что популярность тибетской медицины среди россиян резко возросла. Сюда специально приезжали люди, которым европейская медицина с её химическими препаратами помочь не смогла. Многие из них, в основном это представители российского бизнеса, которых одолевают самые разнообразные недуги, имеют здесь личных врачей.
Об одной очень интересной тенденции, наблюдаемой среди этих пациентов, поведал доктор Тензин Дамба. В приватной беседе он откровенно признался, что лечить богатых россиян невероятно сложно, потому что их карма чрезмерно отягощена. Например, он прописывает пациенту длительный курс лечения, но при этом настойчиво рекомендует умерить интимную жизнь, отдав предпочтение одной партнерше, или просит отказаться от вредных привычек. Пациент часто игнорирует советы врача и продолжает следовать своим старым привычкам, при этом исправно принимая прописанные лекарства. В итоге лечение оказывается малоэффективным. Если ещё при этом пациент продолжает совершать неблаговидные поступки, противоречащие Заповедям (в буддизме их в отличии от христианства пять), надеяться на исцеление ни в этой, ни в последующих жизнях не приходится.
Согласно тибетской медицине, над телом властвует три главные «нопа», что буквально означает «наносящие вред», но чаще переводится как «телесные жидкости». Эти «нопа» считаются неизменно присутствующими в любом организме, поэтому никогда нельзя быть полностью свободным от болезни или, по крайне мере, от её потенциальной возможности. Пока они находятся в равновесии, тело остается здоровым.
Люди, не всегда умеренные и благоразумные в своих желаниях и поступках, пожинают плоды своей отрицательной кармы в виде сложного букета различных заболеваний. Поэтому буддистам близка старая русская пословица «В здоровом теле - здоровый дух!».
 

На Главную

Обзор материалов газеты

В начало обзора материалов ВОСЬМОГО номера газеты

ВОПРОС МЕСЯЦА

E-mail: nezrim-sila@yandex.ru



Hosted by uCoz