ЭКСКУРСИЯ В МИР СНОВИДЕНИЙ

Как бы близко не подходили исследователи сновидений к их загадке, она всё равно ускользает от понимания. Вот и остаётся довольствоваться систематизацией разрозненных образов, выстраивая из них научные концепции и популярные сонники. Однако размах сновидений куда шире; он позволяет выстроить целые города, населённые как живыми, так и мёртвыми людьми, говорящими животными, облаками, которые опускаются на землю и греются прямо на асфальте… Но главное — этот мир интересен не только неожиданными образами; он полон неожиданных, неограниченных возможностей! И если он существует, значит, должен быть и экскурсовод, который в совершенстве знаком с его территорией: проспектами, улицами, переулками и, конечно, тупиками; последних в городе сновидений особенно много. Хотя бы потому, что они слишком часто прерываются на самом интересном месте…


Первым «профессиональным» экскурсоводом в мир сновидений был Зигмунд Фрейд, который не любил тупиков, а потому достраивал их до открытых магистралей. Впрочем, 4 ноября 1899 года, когда из печати вышел его труд «Толкование сновидений», особого фурора это не произвело; как и в начале XIX века, обыватель пользовался сонником Мартына Задеки, а в научном мире царило скептическое отношение к информации, предоставляемой снами.
Что же касается мира искусства, то авангардные течения, взявшие на вооружение образы сновидений, набрали мощь гораздо позже. Таким образом, объёмистый труд Фрейда оказался интересен лишь для небольшого круга профессионалов-психологов, которые, как и он, пытались лечить недуги, «вытаскивая» их из глубин подсознания своих пациентов. Однако около семи лет назад, когда публикация «Толкования сновидений» отметила своё первое столетие, в Санкт-Петербурге был открыт Музей сновидений Фрейда. Его организовали при активном содействии Лондонского Музея Фрейда на базе Восточно-Европейского института психоанализа. Музей создан по проекту куратора и директора музея Виктора Мазина. Экспонаты Музея сновидений Фрейда постоянно меняются за счёт передвижных выставок и культурного обмена с другими подобными учреждениями. Временные выставки проводятся, как правило, в галерее, примыкающей к зданию музея. Галерея — это длинный коридор, соединяющий учебную часть Восточно-Европейского института психоанализа с его клинической частью. По этому коридору проходят не только студенты, но «настоящие» психотерапевты и пациенты. А это уже та самая «арттерапия», которая всё больше внедряется в традиционную практику психического врачевания — и позволяет достигнуть потрясающих результатов! В итоге, как шутят организаторы, в «один и тот же Музей сновидений Фрейда нельзя войти дважды». И нельзя выйти из него, не изменив представлений о себе самом…
В настоящее время этот необычный Санкт-Петербургский музей стал третьей составной частью ассоциации двух уже действующих музеев Зигмунда Фрейда, размещённых в Вене и Лондоне. Постоянная часть экспозиции Музея сновидений расположена в двух залах, которые дают панорамный взгляд на творческие возможности мира ночных грёз. И этого не так уж мало! Один из последователей Зигмунда Фрейда, психолог Жак Лакан писал: «Прервать молчание Мэтр может чем угодно, — сарказмом или пинком ноги». Кто же является Мэтром в процессе толкования сновидений? Вопрос остаётся открытым, но, как полагает Виктор Мазин, наиболее вероятными выступают две кандидатуры: тот, кто наделён их пониманием от природы, или тот, кто покупает время… Именно поэтому главной аллегорией экспонатов Музея сновидений является Лента Мебиуса, представленная на картинах, в скульптурах, в компьютерных работах. И ещё один удивительный экспонат: посмертная трехмерная маска Фрейда, выполненная с помощью компьютерной программы на основе фотографии великого психолога. Причём эта маска сделана по портрету Фрейда-подростка (на фотографии ему только двенадцать лет!), но говорит она голосом 80-летнего психоаналитика, приехавшего в Лондон в надежде обрести покой и уединение. Эта речь записывалась и транслировалась через Би-Би-Си, но при «наложении» на маску Фрейда она имеет особенности: сначала слышна нормально, а затем маска как бы «заглатывает» речь, забирает слова назад. Для чего это сделано? Звуковая дорожка и вымышленный образ мальчика и старика одновременно демонстрируют представления Фрейда о психическом пространстве: голос и образ появляются из неясного шума — и растворяются в нём же...
Впрочем, в залах Музея сновидений Фрейд выступает ещё в одной удивительной роли — Виртуального Оракула. Это голографическая проекция говорящей головы великого психолога, оснащённая программой «типовых» вопросов. В эту программу должны укладываться основные вопросы посетителей музея — потенциальных «пациентов», которые приходят в надежде получить блиц-консультацию или прояснить возникшую психологическую проблему. Однако разработчики Виртуального Оракула не исключают, что он способен на ошибку, а потому делают ставку не на точность формулировок «готовых» ответов, а на ассоциации, которые возникают у самого «пациента» — посетителя музея.
Чтобы возвысить роль свободных ассоциаций, в Музее сновидений Фрейда воплощён необычный механический проект — «Дух Фрейда и Ошибочное действие Автомата». Это некая машина (иногда её называют «Электрозеркало»), анализирующая речь, способ общепринятого обмена информацией. Работает она так: глаз пользователя оказывается перед какой-то короткой фразой, потом эта фраза распадается на составные части, и человек, наблюдающий за процессом появления и распада слов, бессознательно делает свой выбор — устремляется за одним из слов, за которым следует целая цепочка ассоциаций. Перед монитором, на котором появляются слова, стоит камера. Она следит за движением зрачка и определяет каждый последующий момент распада слов, фиксирует цепочки ассоциаций. В итоге каждый посетитель Музея понимает, насколько случайным бывает порой наш жизненный выбор…
Традиционное расписание вещих снов на июль таково: это ночи с 5-го на 6-ое и с 6-го на 7-ое, когда Луна окажется в знаке Скорпиона, с 14-го на 15-ое и с 15-го
на 16-ое, когда ночное светило пройдёт по Рыбам, с 22-го на 23-е, с 23-го на 24-ое и с 24-го на 25-ое, когда оно посетит знак Рака. Будьте внимательны к возникшим ассоциациям!

 

На Главную

Обзор материалов газеты

В начало обзора материалов СЕДЬМОГО  номера

ВОПРОС МЕСЯЦА

E-mail: nezrim-sila@yandex.ru

 

 



Hosted by uCoz